6 декабря 2024 года состоялось заседание Конституционного суда Республики Узбекистан.
В заседании приняли участие представители палат Олий Мажлиса, Правительства, Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, представители негосударственных некоммерческих организаций, образовательных и научных учреждений, а также члены Научно-консультативного совета Конституционного суда.
На заседании Конституционного суда рассмотрено Информация о состоянии конституционной законности в стране в 2024 году.
Обеспечение конституционной законности в стране является важным условием укрепления государственности и ее стабильного развития.
Новая редакция Конституции Республики Узбекистан принятой всенародным голосованием на референдуме Республики Узбекистан, состоявшемся 30 апреля 2023, определила путь будущего конституционного развития страны, а также основы современной узбекской государственности, основанной на воле народа и служащей его интересам.
В 2024 году активно продолжалась работа по реализации норм и принципов Основного закона, включая правовую модернизацию общества и государства в соответствии с Конституцией, дальнейшее укрепление конституционной законности в стране.
В Информации Конституционного суда были отдельно отмечены реформы по реализации Основного закона, проводимые по 15 направлениям:
– исходя из новой концепции системы разделения властей и взаимного сдерживания и баланса интересов налажено деятельности государственных органов на новых конституционно-правовых условиях;
– успешно реализованы реформы по дальнейшему укреплению правового статуса политических институтов и представительной власти, совершенствованию их организационно-правовой основы;
– усилены гарантии неприкосновенности прав и свобод человека, чести и достоинства, а также судимость лица не могут быть основанием для ограничения прав его близких родственников;
– на основе конституционной нормы о создании условий для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет приняты меры по внедрению новых технологий и расширению охвата республики Интернетом и современными качественными средствами связи на территории. республики;
– в рамках конституционной обязанности государства по принятию мер по сокращению бедности начата реализация программы «От бедности к благополучию»;
– В рамках права каждого на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, а также обязанности государства по развитию системы здравоохранения и медицинского страхования начато создание хосписов и внедрение механизмов государственного медицинского страхования.
– в рамках новых обязательств государства в области экологии ограничен изъятие из природной среды редких и находящихся под угрозой исчезновения диких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, усилены меры по борьбе с пылевыми бурями и улучшению качества атмосферного воздуха, объявление 2025 года Годом охраны окружающей среды и «зелёной» экономики также служит реализации соответствующих конституционных норм в этой сфере;
– в целях обеспечения конституционного права на образование, включая инклюзивное образование и обучение детей с особыми образовательными потребностями, усовершенствован порядок предоставления образовательных кредитов из бюджетных средств студентам и учащимся высших и профессиональных образовательных организаций, устранены административные препоны в сфере организации обучения детей с особыми образовательными потребностями;
– в рамках конституционной нормы о защите чести и достоинства педагогов, заботе о их социальном и материальном благополучии, а также профессиональном росте, принят Закон «О статусе педагога», налажена новая система непрерывного профессионального развития, профессионального знания, навыки и мастерства специалистов, регулярного повышения профессиональных знаний, навыков и умений;
– созданы правовые механизмы, направленные на развитие конституционной нормы о защите интеллектуальной собственности законом, в частности, введен порядок выплаты компенсации по требованию правообладателя за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности правонарушителем;
– созданы благоприятные условия для обеспечения конституционных прав на судебную защиту и обращение в суд, в частности внедрен порядок, что при обжаловании в административные суды решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, от граждан государственная пошлина будет взиматься с виновной стороны после рассмотрения дела, решения налоговых органов по результатам выездных налоговых проверок и налоговых проверок предпринимателей отменены ограничения на непосредственное обращение в суд;
– созданы благоприятные условия для обеспечения конституционных прав на правовую защиту и обращение в суд, в частности, при обращении в административные суды по поводу решений, действий (бездействия) государственных органов, организаций и их должностных лиц введен порядок взыскания государственной пошлины с виновной стороны по результатам рассмотрения дела; отменены ограничения на прямое обращение предпринимателей в суд на решения налоговых органов по результатам выездных налоговых проверок и налоговых аудитов;
– проводилась системная работа по реализацию принципа социального государства, направленная на защиту государством прав инвалидов, одиноких престарелых людей, пенсионеров и социально нуждающихся категорий населения, в частности, одиноким престарелым, одиноко проживающим престарелым и лицам с инвалидностью предоставлено право на бесплатное пользование городским пассажирским транспортом, они освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу взамен утерянных либо пришедших в негодное состояние идентификационной ID-карты или биометрического паспорта, установлены меры по созданию комфортной среды для безопасного и без барьерного передвижения лиц с ограниченными возможностями;
– на основе конституционных гарантий были существенно усилены правовые механизмы экономической деятельности и предпринимательства, в частности, 22 документа с характером лицензируемой деятельности и разрешениями, 4 процедуры и требования, 8 отчетов и статистических данных, требуемых от субъектов предпринимательства отменено, оптимизированы меры ответственности за отдельные налоговые правонарушения;
– в рамках реформ, направленных на усиление конституционных гарантий независимости судей, отменено правило, согласно которому председатели судов обязаны предоставлять информацию местным Кенгашам народных депутатов, а также установлен порядок судам ежеквартального информирования населения о своей деятельности через средства массовой информации, в целях обеспечения принципа равенства и спорности сторон при передаче дела в суд, введен институт следственных судей;
– на основе конституционного принципа правового государства проводилась системная работа по обеспечению законности и повышению качества нормотворчества, обеспечению стабильности правового регулирования общественных отношений, в частности для повышения роли законов в регулировании общественных отношений были усовершенствованы механизмы оценки регулирующего воздействия проектов, внедрена новая система реализации отсылочных норм в законах, усовершенствована система повышения правового сознания и культуры в обществе.
Конституционный суд поддерживает практику применения принятия решений государственными органами и судами непосредственно применяющими новую редакцию Конституции. В частности, анализ судебной практики показывает, что более 73 тысяч судов при рассмотрении уголовных дел (в 4,8 раза больше, чем в 2023 году), судов по гражданским делам более 25 тысяч (в 5,6 раза больше, чем в 2023 году), судов по экономическим делам более 30 тысяч (в 13,6 раза больше, чем в 2023 году) и судов по административным делам в около 9 тысяч (в 13 раз больше, чем в 2023 году) делах указали, что напрямую ссылаются на Конституцию и ее статьи.
В течении 2024 года в Конституционный суд поступило всего 1400 обращений, из них 1350 от граждан и 50 от юридических лиц. Граждане обратились с жалобой о проверке конституционности норм пенсионного, гражданского, жилищного и трудового законодательства.
В 2024 году Конституционный суд в порядке конституционного контроля на предмет соответствия Конституции изучил 70 законов и 218 других нормативно-правовых документов.
При этом в отчете Конституционного суда был выдвинут ряд предложений по реализации Основного закона:
в первую очередь, усилить пропаганду Конституции среди государственных служащих, завершить работу по обновлению учебников и пособий в области юриспруденции на основе Конституции;
во-вторых, уделить особое внимание вопросу конституционного образования на основе концепции «Новый Узбекистан – просвещённое общество», в частности, принять Национальную программу действий по чтению и изучению Конституции парламентом, начиная изучение Основного закона с детского сада, образовательных учреждений всех уровней, разных слоев населения, особенно, в полной мере вовлечь в этот процесс государственных служащих, ускорить работу по практическому внедрению системы проведения экзаменов на основе Конституции при поступлении на государственную службу;
в-третьих, учитывая, что в области и городе Ташкенте ветви представительной и исполнительной власти, возглавляемые председателями Кенгашей и хокимами, разделены, чётко прописать в законах общие нормы относительно полномочий местных органов государственной власти, разделив их между хокимиятами и местными Кенгашами;
в-четвертых, ограничить Конституционное право человека хранить тайну переписки, телефонных переговоров, почты, электронных и других сообщений, пересмотреть соответствующие нормы Уголовно-процессуального кодекса на основе положений, о проведении обыска домов только на основании решения суда и внести соответствующий законопроект в Законодательную палату в короткий срок;
в-пятых, в целях полноценного обеспечения конституционного права лица правом хранить молчание в уголовном процессе и в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях необходимо подробно закрепить данный институт в законодательстве об уголовно-процессуальных, об административной ответственности;
в-шестых, пересмотрев Положения министерств и ведомств, определение в них конкретных норм, направленных на четкое определение задач и функций ответственными, которыми являются данные организации по реализации Конституции;
в-седьмых, в Законе «Об оказании юридической помощи за счет государства» предусмотреть предоставление юридической помощи за счет государства малообеспеченным лицам, также при рассмотрении в заседании Конституционного суда, по обращениям определения конституционности нормативно-правовых актов;
в-восьмых, в Информации о состоянии конституционной законности в стране, предусмотреть установление порядка обязательного рассмотрения министерствами и ведомствами рекомендаций касательно деятельности данных министерств и ведомств;
в-девятых, при разработке проектов нормативно-правовых актов, направленных на введение мер, ограничивающих права и свободы человека, соблюдение конституционных требований (конституционные принципы соразмерности, достаточности, конституционные основания ограничения прав и свобод человека);
в-десятых, при проведении юридической экспертизы юридическими службами палат Олий Мажлиса, всех министерств и ведомств проектов нормативно-правовых актов, определить, как отдельный критерий оценки их соответствия Конституции, при этом министерствам и ведомствам необходимо уделять особое внимание формированию их навыков по данному вопросу в процессе повышения квалификации юридических кадров;
в-одиннадцатых, учитывая, что беспорядочное строительство, несоблюдение мер безопасности при строительных работах негативно влияет на качество жизни населения, в том числе несущих гибель детей, усиление гарантий безопасности, контроль за деятельностью строительства на всех крупных строительных работах и усиление организационных работ по данному вопросу, правовое регулирование отношений в сфере реновации на уровне закона;
в-двенадцатых, обратить внимание к вопросу внедрения системы, позволяющей лицам, содержащимся в изоляторах временного содержания в период следствия и судебного процесса, получать питание, одежду, гулять на свежем воздухе, встречаться с родственниками и адвокатами в праздничные дни;
в-тринадцатых, учитывая случаи, когда в некоторых регионах фермеры встречаются с препятствиями в свободном распоряжении продукций, которые сами выращивают, безусловное соблюдение всеми ответственными лицами конституционных гарантий свободного перемещения товаров и услуг;
в-четырнадцатых, в соответствии Конституции, в специальных законах четко регламентировать юридическую силу международных соглашений, раскрыть механизмы определения соответствия норм международных договоров Конституции, совершенствование правовых и процессуальных основ для прямого применения судами международных договоров;
в-пятнадцатых, ускорение мер по созданию правовых основ статуса и полномочий следственных судей;
в-шестнадцатых, устранение правового пробела в Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине» по вопросам уплаты государственной пошлины в связи с исками в интересах других лиц.
Конституционный суд, всесторонне изучив обсуждаемый вопрос, учитывая мнения специалистов и экспертов, принял решение утвердить информацию о состоянии конституционной законности в стране и направить палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан.
Данное Решение Конституционного суда будет опубликовано в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и на официальном сайте Конституционного суда Республики Узбекистан.