Первый закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан» был принят в нашей стране 6 мая 1993 года, что явилось первым шагом к переходному периоду и созданию основ национальной государственности. Следующим шагом в этом направлении стал Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан», принятый 30 августа 1995 года. Этот закон действует в нашей стране более 20 лет как правовая основа деятельности Конституционного суда. В соответствии с принятым 31 мая 2017 года Конституционным законом «О Конституционном суде Республики Узбекистан», наряду с расширением его полномочий, введен ряд норм, касающихся требований к кандидатам на должность судьи и их сроков.
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также Постановление Президента от 13 декабря 2019 года «О дополнительных мерах по обеспечению законности и Конституции, усилению общественного контроля в этой сфере и повышению правовой культуры в обществе» стало почвой для ряда реформ в данной сфере.
Данным постановлением предусмотрено право включать граждан и юридических лиц в перечень субъектов, имеющих право вносить вопросы в Конституционный суд, а также включать нормы, регулирующие процессуальные особенности производства в Конституционном суде (процедура, судебный процесс, сроки, исполнение судебных решений и др.).
Вопросы и задачи, направленные на последовательное продолжение этих конституционных реформ, полностью учтены в новом Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Узбекистан».
27 апреля этого года Президент Республики Узбекистан подписал Конституционный закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан». Закона состоит из 13 глав и 101 статьи.
Закон предусматривает ряд важных изменений. Одним из основных нововведений закона является то, что гражданам и юридическим лицам предоставлено право обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение их конституционных прав законом, примененным в конкретном деле. Граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд с жалобой о проверке конституционности закона, если закон, по их мнению, нарушает их конституционные права и свободы, не соответствует Конституции Республики Узбекистан и применен в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено и все другие средства судебной защиты исчерпаны. Внедрение этого механизма послужит дальнейшей реализации статьи 44 Конституции, где каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В мероприятии выступили с докладами эксперт Региональной программы Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ), член Венецианской комиссии Александру Тэнасе на тему «Роль конституционного правосудия в защите прав и свобод человека (на примере Молдовы)», а также национальные докладчики выступили на тему «Конституционное правосудие и независимость судей: национальная и международная практика» и «Основное содержание и сущность нового Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде».
На круглом столе обсуждены реформы, проведенные в сфере конституционного правосудия с момента создания Конституционного суда, и ожидаемые результаты новой редакции конституционного закона.